Самая очевидная причина отказа, конечно же, — если такой товарный знак уже был зарегистрирован. Поэтому перед подачей заявки всё таки лучше проверить обозначение на сходство с уже существующими. Но если таковых знаков ещё нет, то не спешите радоваться: возможно, такой знак просто не соответствует требованиям для его успешной регистрации.
Не все слова и изображения можно зарегистрировать. Первым шагом к успешному оформлению исключительных прав на название или логотип должна быть их проверка на соответствие абсолютным требованиям Роспатента (о них говорится в ГК РФ).
Разберём одну из самых распространённых причин отказа – отсутствие различительной способности у данного обозначения для конкретной группы товаров или услуг.
Что значит «различительная способность?». Простыми словами: не может существовать товарного знака «молоко», потому что тогда его придётся запретить использовать третьим лицам; а запретить использовать предпринимателям слово, которое буквально обозначает сам предмет,- немыслимо.
Товарные знаки регистрируются для конкретных товаров или услуг. Поэтому могут существовать два товарных знака «Радуга», только один – для строительных слуг, а второй – для производства кондитерских изделий.
Какие обозначения точно не будут обладать различительной способностью:
- фотография товара (только промышленные образцы являются исключением);
- слова или словосочетания, которые по сути являются характеристикой товара (словосочетание “мягкий диван” для товара “диван” не может быть зарегистрирован Роспатентом в качестве товарного знака);
«AMERICAN POKER»
Приведём интересный пример: обозначение «AMERICAN POKER» было отклонено для регистрации в отношении азартных игр, игровых компьютерных программ и т.п. Причиной являлось то, что это обозначение характеризует товары и услуги. Оно указывает на вид, назначение товаров и связанных с ними услуг. Согласно правилам Роспатента, такое обозначение не может индивидуализировать продукт определённого производителя.
- слова, которые являлись когда-то товарными знаками, а потом стали нарицательными или даже вошли во всеобщее употребление. Например, скотч, ксерокс или памперс. Если вы придумаете какое-то слово, которое войдёт во всеобщее употребление прежде, чем вы успеете зарегистрировать его в качестве интеллектуальной собственности, то регистрация уже будет невозможна. Вы можете удивиться, но слово «скотч» может стать товарным знаком какой-нибудь юридической фирмы, ведь оно совершенно не характеризует оказываемые услуги, но и не вводит потребителей в заблуждение.
«Black Russian»
Компания «Беркли Кэпитал» хотела зарегистрировать обозначение «Black Russian». Роспатент не позволил зарегистрировать такой товарный знак из-за того, что словосочетание «Black Russian» является названием известного коктейля. Обозначение уже вошло во всеобщее употребление. Компания обратилась в Суд по интеллектуальным правам, но безуспешно. Аргументы Роспатента на отказ были признаны обоснованными, так как данный знака не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ.
- короткие сочетания букв и цифр без дизайна. Например, «Ё», «175», «сз», или просто обрывки геометрических фигур, не составляющие целостной картины.
Вторая самая распространённая причина отказа в регистрации товарного знака — это вероятность того, что данное обозначение введёт потребителей в заблуждение относительно места производства товара или местоположении производителя.
Вот ещё несколько причин, по которым вам могут отказать в регистрации в Роспатенте:
- Наличие официальной символики (например, российский флаг);
- Наличие обозначения объектов культурного и природного наследия, а также элементов, которые с ними ассоциируются (фото Колизея или московского Кремля);
- Наличие аморальных и оскорбительных элементов (матерные слова, изображения гениталий и т.д.).
Полный список причин для отказа в регистрации товарного знака вы можете найти в ст. 1483 ГК РФ.
Если у вас возникла необходимость зарегистрировать свои исключительные права на товарный знак, если есть вопросы и сомнения по поводу регистрации или если кто-то нарушает вашу интеллектуальную собственность — свяжитесь с нами любым удобным способом.
Наши специалисты всегда готовы бесплатно вас проконсультировать и помочь в решении любых задач!
📞 +7(903)937-68-83
📩 g.sviridova@bebrand.su
А также вы можете оставить заявку, чтобы мы связались с вами: