Законодательство не запрещает регистрировать товарные знаки, содержащие географические названия. Тем не менее, регистрация таких знаков связана с определенными трудностями, и Роспатент нередко отказывает заявителям.
Географические наименования как неохраняемые части знака
Допускается регистрация географических товарных знаков, включающих в себя названия городов или стран, например Гостиница «Москва» (№ 197062) или Москва-Тур (№163373), при этом названия (в данном случае – города Москва) являются неохраняемыми элементами полностью или частично в течение 5 лет со дня публикации сведений о государственной регистрации товарного знака в официальном бюллетене (статья 1506), если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 6, 7 и 10 статьи 1483 настоящего Кодекса.
Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 ст.1483 Гражданского кодекса.
Неохраняемые элементы в составе товарного знака – элементы знака, на которые не распространяется действие исключительного права правообладателя. В зависимости от смысла неохраняемого элемента знака, в некоторых ситуациях заявителю потребуется разрешение правообладателя используемого элемента или компетентного государственного органа.
Как сделать географическое наименование охраняемым?
Для того, чтобы географическое название не было вынесено из-под охраны, оно должно соответствовать определенным требованиям.
Основное требование, предъявляемое Роспатентом к географическим товарным знакам:
компания, желающая зарегистрировать такой товарный знак, должна быть расположена в том же регионе, что и географический объект, включенный в товарный знак.
Пример. ООО «Вина и Воды Абхазии», зарегистрированному в городе Сухум, Республика Абхазия, принадлежат исключительные права на товарные знаки Чегем (№435176), Псоу (№415264), Лыхны (№ 415263) и Апсны (№ 415376), являющиеся названиями географических объектов на территории Абхазии.
При этом, согласно статье 1516 ГК РФ, если товар обладает характеристиками, обусловленными его происхождением из определенной местности и приобрел известность ввиду наличия этих характеристик, зарегистрировать для него географический товарный знак нельзя.
Такое обозначение должно быть зарегистрировано в качестве наименования места происхождения товара.
Например: обозначение Джермук зарегистрировано в качестве наименования места происхождения товара (№ 118) для минеральной воды, так как эта минеральная вода имеет определенные уникальные свойства, обусловленные тем, что она добывается из скважины Джермукского месторождения.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК | № ПО РЕЕСТРУ РОСПАТЕНТА | ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ |
---|---|---|
534938 | ОАО «Ядринмолоко» | |
515017 | Арнаут Наталия Петровна | |
507687 | Автономная некоммерческая организация «Спортивный клуб «Южный Урал»» | |
560546 | ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ТАВРИЯ» |
Когда могут отказать в регистрации географического наименования?
В случае, если компания желает зарегистрировать географический товарный знак, но сама находится в другом регионе, Роспатент может отказать в регистрации, ссылаясь на статью 1483 ГК РФ, так как по закону нельзя зарегистрировать товарный знак, если он может создать в сознании потребителей ложное представление об определенном месте происхождения товара.
Тем не менее, такие товарные знаки возможно зарегистрировать в случае, если удастся доказать, что заявленное географическое название не будет восприниматься потребителем как указание на место производства или сбыта товара. Для этого товарный знак должен удовлетворять одному или нескольким условиям.
УСЛОВИЕ | ПРИМЕР ТОВАРНОГО ЗНАКА | ИНФОРМАЦИЯ О ГЕОГРАФИЧЕСКОМ НАЗВАНИИ |
---|---|---|
Регистрируется название малоизвестного географического объекта | Свитязь, № 397967 | Озеро в Белоруссии |
Название географического объекта воспринимается как вымышленное, фантазийное | Таврия, № 560546 | Таврией в Средние века называли Крымский полуостров. Сейчас это название не вызывает у потребителей ассоциации с Крымом, поэтому товарный знак зарегистрировали |
Название географического объекта написано латинскими буквами | ABRAU, № 434968 | Название сельского округа Абрау-Дюрсо сократили и написали латинскими буквами |
В качестве товарного знака регистрируется только часть названия географического объекта | ABRAU, № 434968 | Название сельского округа Абрау-Дюрсо сократили и написали латинскими буквами |
Если у вас возникла необходимость зарегистрировать свои исключительные права на товарный знак или у вас есть вопросы и сомнения по поводу регистрации, свяжитесь с нами любым удобным способом.
Наши специалисты всегда готовы бесплатно вас проконсультировать и помочь в решении любых задач!
📞 +7(903)937-68-83
📩 g.sviridova@bebrand.su
А также вы можете оставить заявку, чтобы мы связались с вами: