В России законом разрешена регистрация нескольких видов обозначений в качестве товарных знаков. В соответствии со статьёй 1482 ГК РФ, это могут быть:
- словесные обозначения;
- изобразительные обозначения;
- объемные обозначения;
- звуковые обозначения;
- обонятельные обозначения;
- световые обозначения;
- а также комбинации их комбинации.
Владельцы бизнеса обычно называют такие обозначения другими словами: слоган, логотип, бренд, торговая марка и т.д. Из-за этого могут возникнуть недопонимания относительно того, что же всё-таки можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Ниже мы постараемся описать основные виды товарных знаков с точки зрения законодательства и подкрепим их реальными примерами.
Словесные обозначения
Это могут быть слова, словосочетания, предложения и другие лингвистические единицы.
Пример: обозначения «Смешарики-Малышарики» и «ШУСТОВЪ УРАЛЬСКАЯ БРУСНИКА» являются зарегистрированными словесными товарными знаками.
Но не любое словесное обозначение может претендовать на регистрацию. Буквенные обозначения, которые состоят только из согласных букв («РХП», «ККМ», «ТПР» или «ЧВФД»), Роспатента не зарегистрирует в качестве товарного знака, так как, по его мнению, они не обладают словесным характером.
Изобразительные обозначения
Могут включать различные фигуры, пятна, живых существ, формы, линии и т.д. В подобных обозначениях совсем нет слов.
Отличным примером может служить товарный знак горнодобывающей компании «Сибирь».
Но и здесь не любое изображение может быть допущено к регистрации. Исключительные права нельзя оформить на фотографию самого товара или очень простую геометрическую фигуру (круг, треугольник и т.п.).
Комбинированные обозначения
Могут включать в себя разнообразные сочетания словесных и изобразительных элементов. Среди предпринимателей очень популярна регистрация товарных знаков, которые, по сути, являются сочетанием логотипа и названия компании или эмблемы и слогана.
В качестве примера приведём сочетание слова Apple и изображения надкусанного яблока. Или более свежий пример — изображение надкусанного яблока и слово Watch.
Объёмные обозначения
Сюда входят трехмерные объекты, комбинации фигур, линий.
Вот несколько необычных примеров:
- бутылка алкогольного напитка в форме губной помады (товарный знак № 466273);
- упаковка для кофе в виде застегивающегося мешочка (товарный знак № 522540);
- бутылочка для жидкого мыла в форме надрезанной груши (товарный знак № 482054).
Звуковые обозначения
Существуют очень нестандартные товарные знаки этого вида.
К примеру, мурлыканье кошки стало товарным знаком № 262372.
По правилам регистрации звуковых обозначений, к заявке на регистрацию такого товарного знака необходимо приложить аудиозапись заявляемого музыкального знака и его нотная версия.
Ещё один пример звукового товарного знака – это знаменитая музыкальная заставка радио «Маяк».
На самом деле, товарными знаками могут стать аудиовизуальные заставки в целом.
В качестве примера приведём узнаваемый аудиоряд и видеозаставку телеканала СТС.
Обонятельные обозначения
На запах тоже можно оформить исключительные права. Для успешного прохождения процесса регистрации такого товарного знака необходимо доказать, что именно этот запах (аромат) у потребителей ассоциируется с данной компанией-производителем. Запах, который непосредственно характеризует сам товар, не может быть зарегистрирован в отношении этого товара (например, запах кожи для обуви или запах фруктов для фруктового сока).
Товарные знаки, которые представляют собой только определённый цвет или сочетание нескольких цветов, подаются на регистрацию намного реже.
Отличный пример – это красный цвет автомобилей Феррари (№ 275853), красный цвет подошвы туфель «LaBoutin» (№ 1031242) или желто-черный товарный знак бренда «Билайн».
Если у вас возникла необходимость зарегистрировать свои исключительные права на товарный знак, если есть вопросы и сомнения по поводу регистрации или если кто-то нарушает вашу интеллектуальную собственность — свяжитесь с нами любым удобным способом.
Наши специалисты всегда готовы бесплатно вас проконсультировать и помочь в решении любых задач!
📞 +7(903)937-68-83
📩 g.sviridova@bebrand.su
А также вы можете оставить заявку, чтобы мы связались с вами: